Бернский собор

Бернский собор

Бернский соборПротестантский кафедральный собор в Берне, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен на юге так называемого старого города и является самым высоким в Швейцарии. Место для его возведения выбрано неслучайно, потому что Берн уже на тот момент был перспективным городом.

Первый небольшой храм (часовенка в честь святого Винсента) в этих местах был еще в середине двенадцатого века, но к 1276 году прихожане Берна отделились от прихода и организовали свой. К слову, количество прихожан неуклонно росло и было принято решение о строительстве более просторной церкви.

Новая церковь была трехнефной, но, к сожалению, в 1356 году она была сильно разрушена, а восстановление шло очень медленно. К этому времени Берн разрастался и становился одним из влиятельных альпийских городов.

История основания храма

Для усиления своего величества было решено начать возведение нескольких храмов. Один из них — Бернский кафедральный собор. Его строительство началось в 1421 году вокруг старой и еще действующей на тот момент церкви (ее разобрали лишь к концу пятнадцатого века). Работы продолжались длительное время, были и вековые перерывы в строительстве, и поэтому руководство стоительством неизбежно переходило от одного к другому. Так сменилось немало руководителей, пока в 1893 году не было закончено возведением шпиля над храмом.

Архитектура собора

Собор является трехнефной базиликой.

  • Высота его колокольни составляет чуть более ста метров, а главный колокол 1611 года весит десять тонн, и его диаметр составляет 2,5 метра.
  • Главный вход в собор украшает барельеф с изображением картины Страшного суда рук мастера Эрхарда Кюнга. Это колоссальная композиция из каменных и деревянных статуй конца пятнадцатого-начала шестнадцатого века состоит из сорока семи больших фигур и ста семидесяти маленьких.
  • Все фигуры барельефа являются копиями, а оригиналы находятся на хранении в Бернском музее истории.

Внутреннее убранство, картины и витражи

Бернский соборКак и во многих других церквях, во времена Реформации здесь были уничтожены многие художественные изображения и детали убранства. Примечательно то, что сохранилась немалая часть картины (что очень нехарактерно для образов католических церквей), видимо протестантских реформаторов поразило изображение проклятия и спасения.

 

  • Практически все витражи, находящиеся в соборе датируются пятнадцатым веком (пара витражей с ветхозаветными повествованиями относятся к девятнадцатому) и с художественной точки зрения считаются наиболее ценными в стране.
  • Изображения на витражах содержат много религиозных символов, призванных быть лишним напоминанием бренности бытия, равенства всех людей перед кончиной и неминуемости смерти.
  • Самое известное и пронзительное художественное повествование, пожалуй — это «Пляска смерти», где символично и дерзко изображены танцующие и улыбающиеся скелеты.
  • Хоры церкви украшены резьбой по дереву, выполненной в виде сцен из бытия пророков, людской жизни и фигур животных. Они также смогли сохраниться во времена Реформации, вероятно из-за высоты своего расположения. Особый интерес в убранстве собора также представляет мебель, выполненная мастерами шестнадцатого века.

Церковная колокольня

Бернский соборКолокольня собора считается самой высокой в стране, и ее можно увидеть практически из любой точки Берна. За небольшую плату можно подняться ввысь по винтовой каменной лестнице. Восхождение на колокольню можно спланировать во время звона колоколов и тогда неминуемо чувство полнейшего восторга. Всего 254 ступени — и со смотровой площадки открывается незабываемый панорамный вид на старый город, альпийский пейзаж, мосты и реку Ааре.