Главная / Религия в Швейцарии / История развития религии в Швейцарии
История развития религии в Швейцарии

История развития религии в Швейцарии

История развития религии в ШвейцарииСтановление религии в Швейцарии за всю историю страны приобретало характер массовой борьбы за право существования того или иного вероисповедования.

Протестанская реформация

Главным образом, происходила так называемая цвинглианская протестантская реформация. Reformatio (лат. — исправление) — массовое религиозное, общественное и политическое движение в Швейцарии шестнадцатого века. Реформация Южной и Западной Европы происходила по другому пути, нежели в Центральной, Северной и Восточной. Если в данных регионах реформаторы поддерживались сильными мира сего — земельными правителям, то конфедерация независимых территорий давала возможность городам самостоятельно выбирать желаемое вероисповедание. Истоки этого движения заложены в 1518 году в Цюрихе, когда священником был положен известный религиозный деятель Ульрих Цвингли.

  • На основе Библии он стал проповедовать народу идею, что спасение душ человеческих происходит через веру в жертву Иисуса Христа, а не только лишь слепым следованием религиозных традиций и обрядов.
  • Из-за разгоравшегося военного конфликта с Францией правительство изначально встретило реформацию безразличием. Вплоть до 1522 года ситуация сохраняла свою тенденцию, тогда Цвингли в марте 1522 года публично высказался о возможности не придерживаться церковного поста. К слову, в то время существовал штраф за его несоблюдение, а Цвингли призывал не платить и его.
  • Далее последовали провокационные письма епископу Констанцскому и членам Швейцарского Союза о разрешении священнослужителям вступать в брак. Однако, адекватных мер не последовало, а Цвингли предложили встать на защиту интересов Рима.

Тогда правительство решило провести диспут, чтобы реформатор попробовал доказать свою правоту. Но он написал 67 тезисов программы церковной и государственной реформы, которую должен был на этом диспуте отстаивать. Поражение представителя Констанцского архиепископа было очевидным и столь сокрушительным, что Цюрих с тех пор приступил к всеобщим церковным реформам. В итоге в Швейцарии отменён целибат и разрешен брак церковных священников.

Итоги второго диспута

В 1523 году был проведен второй диспут, где рассматривались вопросы: не идет ли вразрез с Библией поклонение иконам и возможно ли считать мессу жертвой. В результате:

 

  • В 1524 году был провозглашен указ об отмене мессы, удалении икон, захоронении мощей, уничтожении органов.
  • С 1525 года стали причащать прихожан вином и хлебом (называлось это «под двумя видами»).
  • Кроме того, произошла реформа церковного управления (конгрегационализм). Теперь во главе церкви стала конгрегация (приход), самостоятельно выбиравшая себе проповедника. Сами приходы составляли Синод.
  • Также произошла реорганизация существующих церковных школы и открытие новых.

Аналогичные преобразования произошли также в Берне, Базеле, Шаффхаузене, Санкт-Галлене и Гларусе. Однако, в нескольких кантонах (Швице , Ури, Унтервальдене и Цуге) жители по-прежнему предерживались ранних католических взглядов. В швейцарском обществе произошел раскол. Вплоть до 1531 года шли ожесточенные конфликты между двумя религиозными группами. На территории спорных образований католицизм ввели принудительным образом.

Современная картина

Вплоть до Второй мировой войны в стране преобладали протестанты, но после ее окончания из-за наплыва иностранной рабочей силы резко возросло число католиков. Региональные границы Швейцарских кантонов и религиозные далеко не всегда совпадают. Причем, принадлежность к тому или иному вероисповеданию не определяется языковой и национальной принадлежностью.